Ведущая форма образовательной деятельности школьного музея - это экскурсия. Сосредоточенность группы в пространстве, общность переживаемых эмоций способствуют возникновению на экскурсии особого психологического климата, который призван помочь обрести желаемые знания и впечатления. И здесь главная роль принадлежит экскурсоводу.
Экскурсоводом школьного музея может стать каждый школьник, но научиться свободно проводить экскурсии для любой аудитории – это достаточно сложный процесс. Профессия экскурсовода требует наличие таких качеств, как любовь к своему занятию, осознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с посетителями музея; владение методикой проведения экскурсий.
Какие же умения позволят экскурсоводу донести свои знания до посетителей?
Каждый экскурсовод должен уметь подобрать необходимый фактический и иллюстративный материал («портфель экскурсовода»), изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему; составить разработку экскурсии.
Отбор в группу экскурсоводов школьного музея, конечно, основан на добровольном желании учеников заниматься этой деятельностью. Подготовка экскурсовода школьного музея включает в себя не только общее знакомство с музеем, но подразумевает активную работу учащихся над собой: чтение книг и журналов, пересказ услышанного, обсуждение и распределение тем для подготовки экскурсии с учетом типов экскурсий.
В ГУО «Гимназия №5 г. Бреста» работает группа экскурсоводов страноведческого музея «Amistad». Эта группа создана на базе 9 «А» класса. Учащиеся с огромным интересом проводят экскурсии, викторины, занимаются изучением дополнительной литературы о странах, где говорят на испанском, английском, немецком и китайских языках.